Второстепенный сюжет

Азбука для писателя: как написать книгу?

oboik.ru_201012140610105727

Главный герой старательно исполняет свою роль, но он так одинок и не реален.

Двадцать четвертая встреча в литературной гостиной

Второстепенный сюжет.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Зачем нужны второстепенные сюжеты;
  • главная задача второстепенного сюжета;
  • виды второстепенных сюжетов;
  • функции второстепенных сюжетов.

 В предыдущей статье мы закончили разбор основного элемента романа - конфликта, и, соответственно, завершили главную сюжетную линию. На данный момент мы имеем двух главных героев, конфликт между ними, основную сцену и развязку.

Если бы Вы писали рассказ, то этим можно и ограничиться. Потому что рассказ отличается от романа тем, что содержит малое количество действующих лиц и имеет одну сюжетную линию.

Но так как мы пишем роман, то пришло время работы над второстепенными сюжетами.

Напомню определение сюжета: Сюжет — это последовательность происходящих в произведении действий и отношений персонажей. Проще говоря это то, что происходит с героями и что мы описываем с помощью отдельных сцен. См. статью: Как написать книгу? Нет сюжета – нет книги!

Для чего же нужен дополнительный сюжет?

Для того чтобы выяснить это, обратимся к книге Найджел Воттс “Как написать повесть”:

“Второстепенный (дополнительный) сюжет.
Второстепенный сюжет – это дополнительная история, которая развивается параллельно главной истории; это группа маленьких сюжетов, которые можно удалить не боясь, что вся книжка "рассыплется".

Каждая повесть может иметь в себе много более или менее проработанных побочных сюжетов, и нужно сказать, что они служат не только заполнению пустых страниц, но играют очень важную роль.

 В рассказе или новелле дополнительный сюжет скорее является чем-то лишним, но в повести это очень важный элемент: он добавляет ей "жизненности" и регулирует темп повествования.

Главной задачей дополнительного сюжета есть расширение и углубление истории таким способом, каким это не может сделать главная фабула.

 Литературное произведение – это упорядоченная версия реальных событий, поэтому очень легко скатиться в ней до упрощений, которые ни в коей мере не отражают сложности реальной жизни и не соответствуют интеллекту читателя.

Это все равно, что представить себе героя повести как актера, который играет свою роль в луче одного единственного прожектора: конечно, зрители увидят все очень четко, но картина будет выглядеть плоской, без оттенков и перспективы.

В дополнительной истории часто появляются второстепенные герои, которые как бы "подсвечивают" главных героев дополнительными лучами со всех сторон, показывая такие их признаки, о которых мы даже не догадывались раньше.

Таким образом, можно получить эффект трехмерности, выразительного рельефа – другими словами, добавить жизненности главным героям. Функцию эту дополнительный сюжет выполняет двумя способами: с помощью созвучия, либо противопоставления.

Дополнительный сюжет, который созвучен с главной фабулой, закрепляет нашу оценку героя и нашу интерпретацию его начинаний – т.е. говорит то же самое, только по-другому…

А в ситуациях, когда дополнительный сюжет противопоставляется главной фабуле, эффект бывает необычайно комичен. Например, в "Счастливчике" Кингсли Амиса дополнительные сюжеты насыщены катастрофами и несчастьями, в то время, когда в рамках главной фабулы герой добивается успеха за успехом, но не благодаря своим умениям или дипломатическим талантам – смысл дополнительных сюжетов такую возможность исключает – но исключительно потому, что является счастливчиком.

Дополнительные сюжеты выполняют также менее сложную функцию замедлителей развития главной фабулы.”

Нагонять знаки тоже надо умеючи 🙂

Но углубляя историю с помощью дополнительного сюжета следует не дать ему слишком большое пространство. Иначе наше произведение превратится с двухголового монстра и только запутает читателя.

И так, следующая наша задача – продумать дополнительные сюжетные линии, которые сделают нашу плоскую главную идею выпуклой, осязаемой, живой… И не забудьте в конце работы применить проверочный тест: выбросив из романа все дополнительные сюжеты, единство книги не должно рассыпаться.

В следующей статье мы поговорим о второстепенных героях.

Творческих успехов, Елена Полярная

Понравилось - поделись с друзьями!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

1 Comment

Filed under Как написать книгу

One Response to Второстепенный сюжет

  1. Pingback: Второстепенный, но не последний персонаж | Литературная гостиная Елены Полярной. "Как написать книгу?"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *