Учимся «убивать» гениально…

Азбука для писателя: как написать книгу

Тридцать шестая встреча в литературной гостиной.

Учимся "убивать" гениально..

Смерть героя в романе - не прихоть автора, а необходимость....

Смерть героя в романе - не прихоть автора, а необходимость....

Еще никому не удалось перехитрить смерть. Она неотвратима и печальна. Нормальные люди стараются не затрагивать этой темы. Но у писателей несколько иной подход к этому явлению, особенно, если он пишет детективы. Смерть в романе, истории, новелле - классный ход, стремительно поднимающий сюжет на новую ступень, вынуждающая главного героя к решительным действиям. Учитывая, что главный герой - существо практически бессмертное, соответственно, автору приходится умертвлять действующих лиц вокруг него.

И делать это надо жестоко, достоверно, страшно и красиво...Так, чтобы читатель прослезился или "вздрогнул". Хорошенький наборчик? Признаюсь, что немногие, даже маститые авторы, обладают этим умением - виртуозно умертвлять героев, вызывая правильную (нужную) реакцию у читателя.

В основном авторы допускают две ошибки. 

Первая: автор считает, что само слово - смерть, вызывает дрожь и ужас. И, достаточно упомянуть, что соседка главного героя умерла, как читатель зальется слезами и промочит ими подушку.

Вторая: автор просто с наслаждением погружается в жуткие детали убийства, смакует подробности агонии, купается в море крови и затаскивает в это противное месиво читателя.

Самое интересное, для того чтобы добиться сопереживания, совсем необязательно пугать читателя тягостными деталями. Мой критерий такой - чем писатель употребил меньше слов, чтобы вызвать необходимую эмоцию - тем он гениальнее.

Как научиться изящно отправлять героев в мир иной? У Вас есть два пути: читать, как это делают другие писатели и... наблюдать, как это происходит в жизни. По поводу второго пути - не впадайте в излишнюю реалистичность. Всегда помните, что книга - это не жизнь. Книга - это зеркало, которое отражает мысли автора.

И герой, которого Вы решили принести в жертву развитию сюжета, должен умереть подобающе своему статусу и развитию. А для примера, прочитайте десять изречений реальных, совсем не книжных гениев, перед смертью...

10 ИЗРЕЧЕНИЙ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ

1. Оскар Уайльд умирал в комнате с безвусными обоями. Приближающаяся смерть не изменила его отношение к жизни. После слов: «Убийственная расцветка! Одному из нас придётся отсюда уйти», он ушёл.

2. Королева Мария Антуанетта, поднимаясь на эшафот, оступилась и наступила палачу на ногу: «Простите, пожалуйста, месье, я сделала это случайно».

3. Императрица Елизавета Петровна крайне удивила лекарей, когда за полминуты до смерти поднялась на подушках и грозно спросила: «Я что, всё ещё жива?!». Но не успели врачи испугаться, как всё исправилось само собой.

4. Американский драматург Юджин О`Нил: «Я так и знал! Я так и знал! Родился в отеле и, чёрт побери, умираю в отеле».

5. Шпионка-танцовщица Мата Хари послала целящимся в неё солдатам воздушный поцелуй: «Я готова, мальчики».

6. Английский писатель-прозаик Сомерсет Моэм: «Умирать — скучное и безотрадное дело. Мой вам совет — никогда этим не занимайтесь».

7. Американский прозаик и драматург Уильям Сароян: «Каждому суждено умереть, но я всегда думал, что для меня сделают исключение. И что?»

8. Знаменитый английский хирург Джозеф Грин по врачебной привычке мерил свой пульс. «Пульс пропал», - сказал он.

9. Английский писатель и критик Литтон Стрейчи: «Если это и есть смерть, то я от неё не в восторге».

10. Русский писатель-сатирик Салтыков-Щедрин приветствовал смерть вопросом «Это ты, дура?».

Восхитительно? Согласитесь, что так умереть может далеко не каждый. А теперь  вопрос, а каковы будут последние слова перед смертью Вашего героя?

Ломаем головы, читаем, набираемся опыта и... убегаем от тривиальности даже в таком неординарном печальном деле.

Крайне редко автор решается умертвить главного героя. Причины такой "жестокости" различны. Но даже приняв решение, перед автором встает вопрос: "Как?"

Герцен говорил по этому поводу, что Тургенев долго мучился над способом. Сначала автор романа хотел убить своего героя «свинцом», то есть пулей, а прикончил тифом. Согласитесь, если учитывать, что Базаров был врачом - то это очень достоверно. Лечил-заразился-умер. А с другой стороны - абсурдно. Врач не смог себя вылечить. Вот это противоречие придает особую трагичность смерти героя.

А вот над вопросом почему умер Базаров, до сих пор ломают копья критики и читатели. У Вас есть своя версия?

А Вы согласны с такой трактовкой? Я нет.

А Вы согласны с такой трактовкой? Я нет.

Творческих успехов, Елена Полярная.

Понравилось - поделись с друзьями!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

Leave a Comment

Filed under Как написать книгу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *