Учимся работать с фактами

Азбука для писателя: Как написать книгу

Тридцать вторая встреча в литературной гостиной

Заворачиваем факты в яркие чувства…

Объединим эмоции и факты!

Объединим эмоции и факты!

Из этой статьи Вы узнаете:

  • в чем секрет эмоционального восприятия;
  • как объединить эмоцию и факт;
  • секрет профессиональных писателей;
  • домашнее задание для начинающих.

Думаю, каждому из Вас, попадались в руки книги, в которых авторы совсем не заботились о правдивости повествования...

Самое интересное, что в большинстве случаев, несмотря на явную неправдоподобность описываемых ситуаций, читатель возмущаясь, продолжал читать книгу дальше. А для примера, я взяла отзыв на средненький любовный роман с одного литературного форума:

Прочитала половину книги, с одной стороны интересно, атмосферно, но увы слишком нереально. Надуманно слишком, как можно полюбить сразу 3х родных братьев??? И всегда все искренне, ну КАК???? Если б страсть была только с одним братом, было бы трагичнее и реалистичнее, но сразу трех страстно любить и желать, да и муж оказалось любим.

Не верю, не бывает так, но читать продолжу.

Врет и не краснеет!

Врет и не краснеет!

Из этого отзыва к нашей теме непосредственное отношение имеет последнее предложение. Читатель понимает, что автор «вольно фантазирует», при этом он настолько захвачен этими нереальными фактами, что продолжает позволять себя «разводить» дальше.

В чем же дело? Ведь не глуп читатель, понимает, что не бывает так… А продолжает читать.

Давайте вспомним, какая основная цель у автора книги? Дилетант полностью поглощен проблемой самовыражения. А профессионал думает о том, как овладеть вниманием читателя.

Удержать читателя. Удержать любой ценой. Удалось это автору? Да. И к месту фраза: «Победителей не судят». Но это на войне. А что же в искусстве?

А в литературе, очень часто, начинающий писатель, полагает, что эмоциональные впечатления читателя зависят от правдивости и жизненности, используемых фактов. Если так, то почему мы не рыдаем, читая газеты или статистические отчеты?

Какие страшные цифры приведены в них… А вот не плачем же.

Зато над историей брошенной собачки, которую пригрел мальчик из детского дома, которого потом сбивает машиной случайный благородный дядечка, который потом забирает из больницы детдомовского мальчика и его пса к себе домой, рыдает миллионная аудитория.

Почему? Ведь все в этой истории «притянуто за уши». А потому что факты для драмы – ничто. Главное – то, как писатель подает эти факты читателю. То есть секрет эмоционального восприятия - не сам факт, а форма, в которую он облечен.

Эмоциональная составляющая – умение передать чувства и захватить ими читателя – вот в чем сила любого факта.

Если мы вспомним отзыв читательницы в начале этой статьи, то поймем, что книгу со слабым сюжетом, автор спас умением подавать факты, а вернее, заворачивать их в яркие блестящие обертки.

Стоит ли этому учиться? Конечно!

Вспомним высказывание великого сценариста и кинорежиссера Альфреда Хичкока: «Смешно требовать от истории достоверности. Кусок жизни – это то, что вы можете получить задаром перед входом в кинотеатр. А драма – это жизнь, из которой вырезано все скучное. Единственная задача, которую вы ставите камере, —это максимальная сила воздействия кадра. Все должно быть принесено в жертву действию. История должна быть невероятная, драматичная и человечная».

И в этом – весь секрет! Повторюсь: невероятная, драматичная и человечная! При этом вырезать все скучное!

Подайте любой факт, наполнив его чувствами, страстью, страхами, юмором… И читатель смириться с его недостоверностью. Потому что вкусно! И будет ждать следующей порции, как наркоман…

Вот только вопрос – зачем Вам это? Ведь тоже самое можно проделать с правдивой историей.

Исключает ли сильная, достоверная эмоция интеллектуальную часть истории? Отнюдь. Читатель ценит, как эмоциональную (проживание жизни героев), так и интеллектуальную (расследование загадки) части истории. В каждой хорошей книге есть обе составляющие.

К этому и надо стремиться.

А теперь, домашнее задание.

Возьмите в новостной ленте, в интернете, в газете… любой факт, поданный сухо, в виде деловой информации и… создайте из него литературный шедевр. Наполните его жизнью: чувствами, эмоциями, переживаниями участников… Повторите несколько раз это упражнение.

Возьмите себе за правило – подавать факты ярко, образно, выпукло, красочно… И Вам никогда не придется лгать своему читателю.

В этом умении -  завоевать доверие, используя жизненные ситуации, поданные невероятно чувственно, и заключается секрет профессионализма.

Творческих успехов, Елена Полярная.

Понравилось - поделись с друзьями!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

4 комментария

Filed under Как написать книгу

4 Responses to Учимся работать с фактами

  1. Иван

    Здравствуйте. А что бы Вы могли посоветовать журналистам в рамках затронутой темы?

    1. Можно ли как-то подавать сухие факты более эффектно нашему брату? Или это удел писателей…

    2. Частный случай первого: как, например, находить интересные подходы, неожиданные формы подачи хорошо известных всем фактов…

    Я с этим вопросами постоянно мучаюсь, увы. Особенно когда пишу о людях (т.н. очерки, очень литературный жанр, на мой взгляд). Мне это дается сложнее всего.

    [Ответить]

    admin Reply:

    Здравствуйте, Иван. Приятно встретить коллегу на страницах литературного Блога. По поводу подачи фактов.
    1. Если писатель ограничен в подаче факта только своим талантом, то журналист — жанром, который требует своего стиля подачи. Но даже в жанре новостной информации можно эффектно преподнести факт. Поиграйте словами, последовательностью, поинтригуйте… Это, конечно, сложно и потребует времени, которого у журналиста нет. Но набить руку можно. Пример. Я назвала новость в газете: «История сталепрокатного бунта». Результат — в электронной версии количество прочтений «зашкаливало». А суть новости — история юбилейного мотка проволоки, который сталепрокатчики профессионально называют — бунт.
    На эту тему можно говорить много и долго. Конечно, намного больше возможностей в художественно-публицистические жанре, к которому относится очерк. Но… это опять целая лекция. Советую прочитать Пособие по журналистике — Григорян М.В. Полезная книга о «профессиональных секретах»: как эффективнее подать материал, как сделать статьи более интересными, как регулировать ритм повествования и так далее.

    [Ответить]

    admin Reply:

    И еще один маленький совет из личного опыта. Идите от обратного, не делайте того, что от Вас ожидают. Берете интервью. Постарайтесь «выудить» из человека что-то «неожиданное», но при этом понятное всем. Босс — по утрам стоит на голове и не есть мяса. Певец — хороший аналитик… Используйте принцип «крючка», на который подсядет читатель с первой строчки Вашего материала.

    [Ответить]

  2. Иван

    Благодарю за советы.

    С уважением, Иван.

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *