Сценарный план

Азбука для писателя: как написать книгу

Двадцать седьмая встреча в литературной гостиной

Пишем сценарный план.Пишем план

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Для чего писателю сценарный план,
  • формы сценарных планов,
  • как создать сценарный план для книги,
  • методика создания сцены.

 Итак, сегодня мы приступаем к работе над сценарным планом. Мы долго шли к этому моменту, познавая секреты писательского мастерства, обдумывали идею, сюжет, конфликт, создавали героев, работали над их образами… В голове уже прокручено миллион вариантов развития сюжета и приведения его к эффектному финалу. Осталось дело за малым – написать сценарный план.

сценарий колобок

Недавно я спросила знакомого писателя, пользуется ли он при написании романа сценарным планом. И получила отрицательный ответ. И не удивилась, так как действительно многие из писателей не пользуются этим термином – сценарный план. А рисуют различные таблички, схемы, диаграммы...А затем, как из паззлов, собирают из них свое произведение.

table7

Что это такое? А это и есть заготовка для сценарного плана. Создав такую матрицу, в которую вписаны все Ваши герои, Вы никогда не забудите о важных деталях, не потеряете одного из героев, будите точно представлять роль каждого персонажа в развитии сюжета…

Существует масса видов плана, которыми пользуются писатели. Кто-то чертит паутинки, соединяя «линиями действий» героев, которые обозначены буквами или знаками, кто-то рисует «дерево сюжета», по которому идет герой, кто-то делает «локальные карточки», а потом «тасует» их, как карты, создавая план… Все варианты планирования не перечислишь. Но, в той или иной мере план составляют все, и даже для рассказов, не говоря о больших произведениях.

Существуют ли исключения? Конечно. Ведь для гениев правил нет. К сожалению не все писатели гении. Я думаю, вы замечали, читая какую-нибудь книгу, что в тексте есть не состыковки. Например, пятьюдесятью страницами ранее герой тратит целую неделю на покупку понравившегося автомобиля, а позже оказывается, что он не умеет водить машину и ездит только на общественном транспорте.

Но это мелочи, по сравнению с такими случаями, когда на протяжении трех глав главную героиню звали Ирочкой, и с четвертой главы она перевоплотилась в Милочку. Или герой за неделю повзрослел на 20 лет, или у 30 -летней героини, неожиданно «образовалась» двадцатилетняя дочь…

Вот такие казусы. А куда смотрит редактор, возмутитесь Вы. А это уже вопрос к редакторам, а не ко мне.

Имея перед глазами сценарный план, Вы не только не совершите подобных ляп, но и будите точно знать, где и когда необходимо ввести нового героя, перейти к завершению конфликта, открыть новые обстоятельства дела, обострить интригу, включая в сюжет неординарные ситуации, неожиданные и интересные повороты… И главное, Вы вовремя закончите свое произведение.

Думаю, я Вас убедила, что сценарный план нужен, и значит приступим к его созданию.

Если Вы шли с нами от начала данного курса, то у Вас к моменту работы над сценарным планом есть четко сформулированная идея книги и подробно расписанный сюжет, который выглядит как законченная история.

Используя эту историю, наполняем ее конкретными событиями и действиями героев, деля их на отдельные сцены. Чтобы не «потеряться» вспоминаем о трехактной структуре произведения. То есть, изначально разбиваем наш сценарный план на три части.

Напомню, что трехактная структура позволяет:

  1. Развить конфликт.
  2. Проработать поворотные сцены.
  3. Держать читателя в напряжении и подкидывать ему неожиданные головоломки.
  4. Довести конфликт до катастрофы.
  5. Эффектно закончить произведение.

Три волшебных шага трехактной структуры: обозначить конфликт, довести его до катастрофы, разрешить.

Используем их сначала для трех основных частей плана. И совсем не обязательно в приведенной последовательности. Например, начните с катастрофы, затем объясните, как герой до нее «докатился», а затем разрешите. Поиграйте с вариантами, расскажите Вашу историю настоящим слушателям и проследите, какой вариант произведет большее впечатление.

Итак, Вы определись. Вся история поделена на три основных части. Как памятку держим перед собой табличку с именами всех героев, мотивами, которые ими движут, целями и конфликтами.

Если Вы чувствуете, что для развития сюжета явно не хватает действия или героя, создаем его и вписываем в таблицу.

Начинаем прописывать отдельные сюжетные блоки, в которых происходят различные события. Все это в виде сцен, включающих диалоги. И не забывайте указать, от лица какого героя описываются события.

Это выглядит примерно так:

Сцена 11.

Встреча Наташи и Андрея. Фокальный герой – Андрей (это значит, что оценка происходящего будет дана от его имени, его глазами, его представлениями о справедливости, счастье, любви, долге…).

Наташа и Андрей встречаются в гостиной. Между ними происходит объяснение, в конце которого Андрей делает предложение Наташе. Наташа принимает его, она счастлива, Андрей тоже счастлив, но ему необходимо рассказать об условии, поставленном отцом.

Наташа не вникает в настроение Андрея, не понимает, когда он объясняет, что свадьба может быть только через год, что ему придется уехать за границу поправить здоровье, что впереди целый год разлуки. Наташа не понимает, потому что Андрей не говорит истинной причины разлуки – его отец против свадьбы.

В конце объяснения у Андрея меняется чувства к Наташе. Возвышенное одухотворенное обожествление переходит в чувство жалости, желание защитить, опекать…

Сцена заканчивается смутным состоянием тревоги, сменившим внезапное счастье.

- От чего же год? Целый год? – непонимающе повторяет Наташа. Вдруг ее глаза наполнились слезами, и она безутешно по-детски зарыдала. – Целый год и этого никак нельзя изменить? Неожиданно ее лицо озарилось улыбкой. - Год пройдет быстро. Я буду ждать. Вы будите писать мне?

Обратите внимание, что каждая сцена должна каким-то образом менять положение дел в произведении, менять состояние героев. Это может быть резкий сюжетный поворот (вскрытие обмана, например) или изменения психологического состояния героя (подавленность после несбывшихся надежд) – решать Вам, но каждая сцена должна двигать сюжет к намеченной  цели и иметь понятный читателю смысл.

А для этого мы используем «волшебный трехактный метод», то есть делим каждую сцену на три части.

В выше приведенном примере, эти три части хорошо обозначены.

Часть первая: Обозначение конфликта: Андрей делает предложение, но не может выполнить его сразу.

Часть вторая: Конфликт: Наташа не хочет понять причин, которые вынуждают Андрея принять сторону отца.

Часть третья: Разрешение конфликта: Наташа принимает условия Андрея. Она и он несчастливы от предстоящей разлуки.

Настроение героев резко изменилось, Вы подвели читателя к дальнейшему развитию сюжета, период ухаживания и влюбленности героев закончился, впереди разлука и связанные с ней испытания.

При написании сцены, Вы должны хорошо понимать, что ожидает в дальнейшем читатель и… действовать от противного. Читатель уверен, что Наташа, так искренне влюбленная в Андрея обязательно его дождется, а вот чувства Андрея, искушенного в любви, вызывают сомнения.

Но Вы, как автор, готовите читателю сюрприз: заранее зная, что именно Наташа, своими необдуманными действиями разрушит свое счастье.

Итак, двигаясь по сюжету, Вы должны получить список следующих друг за другом сцен, которые и составляют единый сценарный план.

Пройдя это суровое испытание, можете считать, что книга на 50 % уже готова. Вам осталось только расписать сцены и получить интересный увлекательный роман.

Следите за обновлением блога. Творческих успехов, Елена Полярная.

Понравилось - поделись с друзьями!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

2 комментария

Filed under Как написать книгу

2 Responses to Сценарный план

  1. Pingback: Практикум: «рисуем» сценарный планЛитературная гостиная Елены Полярной. Как написать книгу? | Литературная гостиная Елены Полярной. Как на

  2. Pingback: Сценарный план. Работаем над второстепенными сюжетами. | Литературная гостиная Елены Полярной. Как написать книгу?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *