С чего начинается конфликт?

Азбука для писателя: как написать книгу?

Девятнадцатая встреча в литературной гостиной

Начало конфликта – драматическая ситуация.

Начало конфликта - драматическая ситуация.

Начало конфликта - драматическая ситуация.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • С чего начинается конфликт;
  • что такое драматическая ситуация;
  • для чего нужна драматическая ситуация;
  • чем драматическая ситуация в романе отличается от жизненной драмы.

Сегодня мы продолжим развивать тему конфликта в произведении. Из предыдущих статей см. Конфликт в литературе – мы выяснили, что конфликт начинается с драматической ситуации, состоящей из трех факторов:

1. Человек находится в безвыходном положении.

2. Угроза развития этой ситуации заставляет его искать выход.

3. Он ищет выход и вступает в борьбу с антагонистом – с тем, кто ему угрожает.

На мой взгляд, лучшее определение драматической ситуации и ее роли в произведении дал А. Митта:

Драматическая ситуация – это сердцевина любого драматического рассказа и любого внутреннего мира каждого персонажа драмы. Без драматической ситуации героям нечего делать. Ваши такт и мастерство состоят в том, чтобы определить меру, с которой драматическая ситуация выявляется в рассказе. Но отсутствие драматической ситуации безошибочно определяет вашу профессиональную беспомощность.

Все истории, которые увлекают нас, развиваются от одной драматической ситуации к другой. Как только герой выпутывается из одной, он сразу попадает в следующую, еще более напряженную. И так все произведение.

Драматическая ситуация помогает догадаться о том, что прячет персонаж под маской. Драма – это в любом случае искусство явного и неявного срывания масок. Искусство возникает в тот момент, когда в персонаже, закрытом защитной маской, мы угадываем трепетную плоть живого тела. Когда сквозь кожу мы чувствуем сердце, а в глазах видим отражение души, выглянувшее из-под маски.2-z3-86ee62dd-f95b-4087-86d9-9c3315ad05ee

Не надо думать, что драматическая ситуация эффективна только в «низких» жанрах и рассчитана на примитивного читателя.

Нет, для чуткого читателя она также важна, потому что глубокие и сложные характеры прячутся под защитой сложных масок. Маска – это не ложь, это духовная и социальная одежда каждого характера. Человек сам может не знать, где проходит грань между его маской и сутью характера, пока драматическая ситуация не заставит его действовать, выбирая путь между предательством и самоотверженностью, привычной ложью и колючей истиной, спасительной трусостью и опасной смелостью.

В жизни мы предпочитаем компромиссы и ритуалы. Драма ставит персонажей в ситуации, когда они должны прямыми действиями защитить близких, себя и свои идеалы. Они должны спасаться от голода и смерти, решать проблемы любви и секса...

Все это похоже на наши проблемы. Но свои мы, как правило, откладываем и решаем вполсилы. А драма показывает персонажей в крайних ситуациях, которые вытаскивают из глубины души все, на что способен человек. Видеть, как это происходит, чрезвычайно интересно. Собственно, для этого мы и читаем книги – чтобы познать персонажей, достигающих крайней точки человеческого опыта .

Короче, драматическая ситуация срывает с людей покров маски и обнажает подлинную суть. Нигде, кроме как в искусстве, мы не увидим этого с такой полнотой и ясностью.

Драматическая ситуация срывает маски, обнажая   не лица, а душу.

Драматическая ситуация срывает маски, обнажая не лица, а душу.

Когда альтернативный фактор растет, персонажи вынуждены действовать. Вступят ли они в борьбу с антагонистом, или будут тонуть в дерьме, или полезут вверх, топя или спасая друг друга, – любое действие сорвет с них маску. И совершенно не важны слова, которые они говорят. Ты должен заставить персонажей действовать. Причем заметь, ты не в плохой компании!

В основе всех великих драм лежат грубые, ужасные драматические ситуации. Они требуют, чтобы характеры сорвали все маски, выступили против или погибли. Драматическая ситуация для автора драмы является самой полной возможностью вскрыть сущность своих героев, открыть эту суть в войне, которую персонажи ведут с жизнью. Шекспир, Ибсен, Чехов, Лев Толстой, Достоевский, Гоголь – совсем неплохая компания.

Угроза, заставляющая действовать в драматической ситуации, называется альтернативным фактором. Он выражается в формуле: «Что будет, если герой не справится с опасностью?»

Более подробно об альтернативном факторе будет рассказано в следующей статье. Не пропустите новые материалы в литературной гостиной – подпишитесь на новости.

Творческих успехов, Елена Полярная.

Понравилось - поделись с друзьями!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

Leave a Comment

Filed under Как написать книгу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *