Мотивация поступков героя.

Азбука для писателя: как написать книгу

Тридцать восьмая встреча в литературной гостиной.

Разговор на тему: мотивация поступков героя. 

мотив - двигатель сюжета

мотив - двигатель сюжета

Тему эту я взяла не случайно. Читая ваши тексты, убеждаюсь, что самой распространнной ошибкой, с которой борюсь, являются немотивированные поступки героев. Что  я имею  в виду? А ваше самооуправство и нежелание думать, господа авторы.

Столкнувшись в очередной раз с "притянутым за уши" поведением героя, задаю автору текста вопрос: "Почему герой это сделал?"

Ответы получаю самые разнообразные: от пространных расуждений, что надо герою чем-то заниматься в этом романе, до откровенных: "А сам не знаю, что в голову первое пришло, то и написал". А то, что немотивированое поведение героя, отбивает у читателя веру в ваш сюжет, а значит желание читать дальше, как-то в голову писателям не приходит.

Поэтому для начала ознакомимся,  как трактуется понятие "мотив".

Моти́в (от лат. moveo — «двигаю», через фр. motif — «мотив») — многозначное понятие:

  • Мотив (психология) — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность»;
  • Мотив (литература) — простейшая составная часть сюжета;
  • Мотив преступления — факторы, которые обуславливают выбор лицом преступного варианта поведения и конкретную линию поведения в момент совершения преступления.

Понятно, что для писателя, развивающего сюжет, мотив - то что объясняет поступки героя, делает его действия логичными, понятными, обоснованными. И герой выглядит не сумсбродом, а живым нормальным человеком. Но главное, что не надо забывать - МОТИВ характеризует героя! Раскрывает его личность - кто он: стяжатель, сластолюбец, обжора или борец за справедливость.

Поэтому перед тем, как "отправить своего героя совершать очередной подвиг", не забудьте ответить на вопрос, а зачем?

  • Зачем герою это надо?
  • Что изменится, когда он "подвиг" совершит?
  • А если он не пойдет "его совершать"?
  • А какие варианты развития сюжета есть еще?

И не надо слово "подвиг", воспринимать буквально. Не даром я его заковычила. Под "подвигом" я подразумевала любое действие. Все поступки должны быть логично обоснованными. Спать лег - значит ночь наступила или устал. А не потому, что в это время его не должно было быть на работе...

Одно из важных требований художественности – убедительность мотивировок поступков. Без этого сюжет становится схематичным и надуманным. Автор свободно строит повествование, но он должен добиваться убедительности, чтобы читатель ему поверил, исходя из логики развития характеров.

И еще, по поводу мыслить штампами.

Сегодня в голову пришла интересная мысль... Вот мы создаем героя для ромна. Понятно, что герой нам нужен особенный, удивительный, способный на подвиги. Как обычно действует начинающий писатель и, кстати, как советуют те, кто учит писать (я в том числе)?

Запихай героя в дерьмо по самое немогу, чтобы тошно ему жить стало, чтобы выхода у него другого не было - бороться или умереть... Вот тогда он покажет на что споосбен, а читатель прольет слезу умиления. Знакомый совет?

Так вот, про мыслить штампами.

Представьте себе человека в этом самом "дерьме". Выхода у него нет, вот он и трепыхается. Чему тут удивляться. Дело житейское, как говорил один мудрый мужчина в самом расцвете сил.

И другой вариант - герою хорошо, ему комфортно, у него все есть! Жить бы, да радоваться. А он решает все изменить - улучшить, ухудшить - не важно. Это и называется - "выйти из зоны комфорта". Он из рая своего вылазает и меняется!

Вот это настоящий подвиг. Хотя у нас на Руси таких героев тут же дураками бы окрестили, а мотив приписали бы такой - "С жиру бесится!"

Но если откинуть в сторону эту житейскую мудрость, проветрить мозги и разрешить мыслить нестандартно, то согласитесь - герой, осознанно решивщий изменить жизнь, теряя благополучие и комфорт, вызывает особый интерес...

К чему это я ?

Ну, коненчо, первое - это стремитесь создавать нестандартных героев, но с мотивированным поведением.

И второе, то, что касается непосредственно вас - мои дорогие начинающие писатели - выходите из зоны комфорта, бросайте просиженные теплые места, проявляйте себя, рискуйте... Конечно, если есть сила воли и желание интересно прожить жизнь, оставив хоть что-то стоящее после себя.

Творческих успехов, Елена Полярная.

Понравилось - поделись с друзьями!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

2 комментария

Filed under Как написать книгу

2 Responses to Мотивация поступков героя.

  1. А можно конкретные примеры таких героев?

    [Ответить]

    admin Reply:

    Люба, привет. А зачем? Откройте сами книгу, любую, прочитайте и проанализируйте — верите вы герою или нет. Если нет, то подумайте, почему. )

    [Ответить]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *