Сделайте читателя «своим» с первой главы! Используйте драматическую перипетию!

Азбука для писателя: как написать книгу?

Двадцать вторая встреча в литературной гостиной

Герой должен постоянно переходить из одного состояния в другое.

Герой должен постоянно переходить из одного состояния в другое.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПЕРИПЕТИЯ

Задача драматической перипетии:

1. концентрированно выразить идею;

2. максимально разогреть эмоции;

3.  добиться сопереживания читателей.

 

Как Вы думаете, какому герою будут сопереживать больше читатели, который борется за власть, деньги или за счастье?

Вы абсолютно правы, если мы хотим заставить читателя «болеть» всей душей за героя, он должен бороться за счастье! Потому что мы все стремимся к счастью, но… Каждый раз, когда мы должны получить заслуженную награду, что-то происходит и… мы теряем столь вожделенный приз.

Удивительный эффект сопереживания человеку, который, борясь за счастье, попадает в несчастье, заметили еще древние греки. Это движение от счастья к несчастью, от отчаяния к надежде греки называли «ПЕРИПЕТИЯ».

Перипетия является ключевым моментом поэтики Аристотеля. До сих пор человечество не придумало ничего лучше для эмоционального возбуждения читателей в драме.

Мы знаем, что сильная радость и сильное горе вызывают реакцию стресса. Древние говорили: «Чрезмерная радость так же, как чрезмерное горе, убивает».

Драматическая перипетия доставляет людям такое максимальное удовлетворение, на которое только способно драматическое искусство. В драматической ситуации перипетия является самой продуктивной структурой эмоционального развития. Ее простота и эффект стремительного действия не имеют себе равных.

В драматической перипетии существует волшебное слово: «вдруг».

Каждый раз, когда возникает это «вдруг», персонаж должен его осознать и оценить. Поэтому схема выглядит так: опасность – оценка – спасение, то есть: несчастье – оценка – счастье.

В хорошей драме история непрерывно бросает героев то в полнейшее несчастье, то вдруг возносит их к максимальному счастью. Драматические ситуации сменяют одна другую. Альтернативный фактор см. -  Альтернативный фактор – ружье, которое стреляет!, усиливается и меняется. А развитие эмоций в истории идет все время по одной и той же схеме: двигаюсь к счастью – и вдруг повернулось – к несчастью. Перипетия – это катализатор эмоций.

Посмотрите на эти «вдруг». Они появляются в рассказе каждый раз, когда персонаж стремится к какой-то цели и получает неожиданную информацию. И это резко меняет его эмоции.

Перипетии создают эмоциональные крайности. Они бросают характеры от радости к горю, от надежды к отчаянию. И это делает видимым все скрытые возможности характера. Мы получаем разнообразное поведение, окрашенное яркими эмоциями.

Конечно, не будем забывать, что речь идет о схеме, о скелете, который находится внутри живого тела рассказа.

Законы драмы универсальны. Драматическая перипетия действует в любой драматической структуре и выполняет всегда одну и ту же задачу – подключает нас к эмоциональному миру драмы.

Не существует максимума или чрезмерного количества для драматических перипетий в произведении. А есть минимум? Минимум есть.

В трехактном развитии драматической ситуации каждый акт переходит в следующий через поворотный пункт. Этот пункт и есть резкая, четко обозначенная драматическая перипетия.

Следовательно, драматических перипетий должно быть, как минимум – две. Но… Если их так мало, они должны быть грандиозными. Не скупитесь на создание драматических перипетий в произведении и тогда… читатель будет Ваш!

Творческих успехов, Елена Полярная.

Понравилось - поделись с друзьями!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

1 Comment

Filed under Как написать книгу

One Response to Сделайте читателя «своим» с первой главы! Используйте драматическую перипетию!

  1. Pingback: Поворотный пункт в истории – искусство создания | Литературная гостиная Елены Полярной. Как написать книгу?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *