Архетипы в конфликтной ситуации

Азбука для писателя: как написать книгу?

Двадцатая первая встреча в литературной гостиной

Архетипы в конфликтной ситуации

Идол - завораживающий герой драматической ситуации.

Идол - завораживающий герой драматической ситуации.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Классификацию архетипов в конфликтной ситуации.
  • Самый привлекательный архетип конфликта – кто он?
  • Почему мы верим в Идолов?
  • Как развивать конфликт?

Составляя портреты героев книги - см.Что такое архетип литературного героя? Для чего он нужен? , мы уделили много внимания внешнему виду, личностным особенностям, привычкам, увлечениям, имени… Кажется разобрали и собрали героя, как пазлы!

Но не учли одной важной особенности: как будет вести себя герой в экстремальной ситуации, в ситуации конфликта?

Американцы накопили огромный статистический материал о том, как разные персонажи преодолевают барьеры драматических ситуаций. И разделили их на четыре группы:

1. «Наши знакомые».

2. «Андердог».

3. «Потерянные души».

4. «Идолы».

Для чего нам эта классификация?  Она обозначает предел драмы, который может преодолеть герой. Предел решимости, нравственную границу, за которой для героя наступает территория невозможности.

Для каждой группы четко определены границы предельных драматических ситуаций и конфликтов и этическое поле, в котором действует персонаж.

Как можно применить эти знания? Вернитесь к своим героям и решите к какой группе они относятся. Это Вам поможет достоверно показать конфликт в своем произведении.

1. «Наши знакомые»

Я бы еще назвала эту группу – «Законопослушные граждане». Это мы с вами, наши друзья, наши сослуживцы, наши соседи… Знакомые проблемы, конфликты, понятные и близкие . Отличительная черта этой группы: Препятствия и конфликты на уровне быта и морали преодолеваются в рамках закона!

2. «Андердог»

Термин пришел из собачьих боев: «андердог» – это собака, придавленная противником. «Андердоги» - персонажи, которые хотят изменить свой социальный статус. Те, кто лезет вверх, преодолевая классовые барьеры. Это требует знаний, воли, мужества, хитрости, ума, упорства. «Андердог» добивается того, чтобы преуспеть и стать основой общества используя все возможные методы, кроме убийства.

Андердог – очень привлекателен для писателя, так как там, где останавливается в нерешительности «Наш знакомый» - гр. 1 , Андердог разворачивает в полную силу все свои способности и силу характера. Это вызывает сопереживание, восторг и поддержку читателя.

3. «Потерянные души»

Это такие же, как мы, но потерявшие моральные ориентиры, преступившие законы и нормы морали - преступники, убийцы, слуги дьявола. Это потерянные личности. «Убийцы среди нас» – вот их кодовое имя.

В драматической ситуации персонажей этой категории отличает то, что барьер, непреодолимый для «наших знакомых», является открытой дверью для «потерянных душ». Убийство для них только способ решить проблему. Но самое трагичное, что в каждом убийстве происходит двойное убийство – герой убивает и свой потенциал человечности. Наверное, каждый человек, глядя на свою детскую фотографию, говорит: «Это я? Боже, во что меня превратила жизнь!» «Потерянные души» – метафоры этих превращений.

4. «Идолы»

Создать достоверного героя «Идола», дано не каждому писателю. Идолы не вылезают из безвыходных ситуаций, которые для них являются практически нормой жизни.

Персонажи первых трех категорий воспринимают драматическую ситуацию как рубеж, преодолевая который они меняются. Мы хотим, чтобы они изменились к лучшему, мы переживаем, когда они меняются к худшему.

«Наши знакомые» превращаются в «потерянные души», и мы отдаляемся от них. «Андердог» становится «нашим знакомым» – и мы сопереживаем ему. Эти изменения нормальны. Но «идол» не может измениться. Почему? Потому что мы так хотим.

 «Идол» выражает наше желание убежать от неразрешимых проблем. «Идолы» выступают в облике обычных людей, но их подлинная суть – существа, которые могут все. Мы все становимся детьми, когда в книге появляется персонаж, который может спасти слабого, наказать негодяя, победить в неравной схватке.

Драма стремится развить крайние состояния всего, что попадает в ее поле. Счастье стремится стать раем, несчастье – адом. Герой стремится к идеалу в облике ангела, злодей – к дьяволу. Жизни угрожает смерть, любви – предательство.

Со всем этим «идол» справляется в минимально сжатые сроки с максимальной эффективностью.

Мотивация «идолов» отличается от мотивации обычных людей. Например, в реальной жизни только эпилептики поглощены идеей мести. Обычный человек озабочен настоящим и будущим.

Но, мечта каждого – помахать кулаками после драки. Мы это делаем вместе с суперменами. Фигуру мстителя-супермена ввел в литературный обиход Александр Дюма в «Графе Монте-Кристо». Это была гениальная выдумка. Монте-Кристо – настоящий супермен. Он поглощен страстным желанием сделать что-то, и нет преграды, способной остановить его.

Дюма - создатель  супер-героя.

Дюма - создатель супер-героя.

Но в семью «наших знакомых» Монте-Кристо никак не вписывается.

Драматические ситуации не могут быть статичными. Они развиваются, когда мы рассказываем истории. Их развитие в конфликте и есть наша работа. Конфликт – это главное слово драмы. Для того чтобы полнее усвоить это главное, ключевое понятие, сперва познакомимся с драматической перипетией – эмоциональной кардиограммой конфликта.

Драматическая перипетия - тема следующей встречи в Литературной гостиной. Подписывайтесь на новости, не пропустите важных для Вас тем.

Творческих успехов, Елена Полярная.

Понравилось - поделись с друзьями!

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

СТАТЬИ НА ЭТУ ТЕМУ:

Leave a Comment

Filed under Как написать книгу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *